Фотокурсы. Чёрно-белая фотография это просто

Чёрно-белая фотография – это просто

Чёрно-белая фотография – не выходящее из моды занятие. Как и сто и пятьдесят лет назад монохромные фотоснимки остаются востребованы не только фотолюбителями, но и зрителями. Подтверждением этому служит то, что до сих пор выпускается и чёрно-белая фотоплёнка, хоть уже совсем не в тех объёмах, как раньше, но и фоторедакторы для ретуширования таких фотографий.

Если что и изменилось в процессе создания однотонных фото, так это смещение фокуса с информативности изображения, с его художественной составляющей в сторону формализма. И теперь в монохромном изображение интересно не сколько то, о чём оно, а то – что оно. Больше делается упор на формы, геометрию образов и композиционное решение кадра.
Что бы сделать современную, красивую и модную черно-белую фотографию даже на смартфон достаточно даже самого тривиального сюжета в кадре, ведь не важно что изображается, главное – как.

Экспрессии вашему снимку предаст контровой свет, когда фотографирование производится практически против источника света. Таким путём достигается особая контрастность придающая интересный эффект драматизма даже банальным сюжетам.

Такой способ получения стильных кадром представляет собой фотосъёмку на прикрытой диафрагме и короткой выдержке с малым значением ISO. Такие снимки можно делать и на профессиональную фотокамеру и на смартфон: недочёты по четкости и резкости перекроет собой «атмосферность» сюжета, более контрастные тени придадут большей выразительности «геометрии» форм объектов на изображении. Просто в ясный солнечный день делается фотоснимок против солнца и при необходимости правится в фоторедакторе, что бы убрать явные огрехи по теням и светам и добиться нужной гармонии тональных переходов и контраста.

Для более «пасторальных» сюжетов стоит выбирать менее резкое освещение, а если нет возможности произвести фотосъёмку с рассеянным светом, то на помощь придёт вариант съёмки в режиме расширенного динамического диапазона и фоторетушь. Режим HDR стал модным уже довольно давно и встроен практически в любой фотокамере. Альтернативным вариантом может служить фотосъёмка с брекетингом, когда последовательно делается несколько кадров с заданным шагом экспозиции по замеру для самых темных и самых светлых участков, которые в дальнейшем склеиваются в один в фоторедакторе.

Смысл в таких действиях заключается в том, что бы выравнять контраст и тональный переход, что бы изображение было ровным с плавными переходами свето-теневого рисунка.
Если для чёрно-белых абстрактных изображений или фотоснимков современной архитектуры усиление контраста даже полезно, то для пейзажа или портрета сильный перепад от темного к светлому может только навредить. Используйте «уровни» и «кривые» для редактирования изображения помимо регулировки яркости и контрастности.

Если вы решили попробовать делать не цифровые, а аналоговые фотоснимки, то права на ошибку у вас почти не остаётся, так как исправить огрехи на фотоплёнке на сегодняшний день практически невозможно по причине того, что почти все продукты химии для фотографических процессов сняты с производства и тот минимум, который ещё есть на рынке позволяет делать лишь самые обычные манипуляции. И, например, химические растворы для проявки с выравниваем контраста теперь придётся изготавливать самостоятельно. Но, вообще, фотографирование на фотоплёнку это комплексный процесс по выбору фотокамеры, подбору фотоплёнки, фотофильтров, проявителя, дополнительных реактивов, фиксажа. И если вам лень изучать «технологии исчезнувшей цивилизации», то воспользуйтесь своим смартфоном в качестве фотокамеры и для получения модных чёрно-белых фотокадров вам ещё понадобится потратить достаточно времени, что бы выбрать подходящий к вашим пожеланиями редактор с нужным набором «фотоэффектов» с помощью которых вы и будете эмитировать качество фотоплёнки для вашего снимка.

Чёрно-белая фотография – это в первую очередь – формы. Отсутствие информации о цвете объекта требует от фотографа более тщательнее выстраивать композицию кадра, что бы визуальной информации было достаточно для передачи смысла изображаемого. На монохромном изображении часто сложно отделить два объекта не чёткой формы, если их серый тон сливается. Поэтому необходимо делать упор на «геометрию» и одним из способов – это «опорные линии».

Выстраивать композицию, что бы привлечь внимание зрителя, с помощью опорных – «ведущих» линий не так и сложно. Внимательно посмотрите на то, что собираетесь фотографировать и найдите линии которые можно «сопровождать взглядом»: в городе это архитектура и планировка улицы, за городом – дорога или река в поле, даже линия горизонта – уже готовая линия.

Помимо явных линий полно и неявных, скрытых при первом взгляде. Поиск и использование таких линий для построения композиции фотокадра делает снимок ещё более интересным и привлекательным, когда у зрителя «создаётся впечатление» или «ощущение».

Если искать «опорные линии» в ближайшей ЛЭП скучно, займитесь абстрактной фотографией. Для этого в качество объекта фотосъёмки сгодится всё что угодно. Задача – отделить форму от содержания. Меняя ракурс и компоновку кадра можно сделать вполне абстрактные и стильные фотографии обычного одуванчика на затоптанном газоне. Уловить его геометрию, на её основе выстроить композицию и уже в фоторедакторе подправить светотеневой рисунок для придания большей выразительности.
Типовым вариантом абстрактной чёрно-белой современной фотографии являться игра света и тени с геометрией архитектуры. Найдите архитектурный или инженерный объект с повторяющимися элементами, Это может быть обычный типовой многоэтажный дом. Найдя интересную точку взгляда на повтор элементов можно получить интересный фотокадр соответственно. Просто попытайтесь увидеть необычное в обычном, ведь в этом и заключается творческий подход.

Для придания чёрно-белой фотографии «атмосферности», настройки её драматизма или пасторальности, абстрактности проще всего воспользоваться инструментами фоторедактора: контрастность, яркость, уровни, кривые, резкость, перспективные искажения. Всё это есть, как в поставляемых фирменный редакторах с фотокамерой в комплекте, так и приложениях для смартфона. Выбирайте на свой вкус подходящий редактор, главное — не переусердствовать, ведь во всём важна мера. Особое внимание стоит уделить тональным переходам. Достаточно часто при переводе цветного изображения в монохромное возникают «ступенчатые» переходы вместо плавных. Простейшим способом борьбы с такими артефактами – это фотосъёмка в 16 битный RAW, применение эффекта шума к слою с регулированием прозрачности, использование локально фильтра размытия по Гауссу, уменьшение степени сжатия файла в формате jpeg. И более тонка работа с кривыми и уровнями.

Если фотографировать типовые сцену уже надоело, а фоторепортажами заниматься не хочется, можно выступить в роли «фотопрозаика», посредством чёрно-белых фотоснимков рассказывающего истории. Возможно, что «всё уже было» и всё мало-мальски интересное для фотосъёмки в вашей местности уже отснято, но это не повод ограничивать себя в творческом поиске. Пейзажная фотосъёмка особенная тем, что она при всей своей статичности вполне динамична и тот самый берег реки, который уже сфотографирован до вас уже столько раз, сфотографированный вами будет даже очень отличаться от всех предшествующих. Ведь на открытом воздухе от нас не очень-то зависят погодные условия. Время года, время суток, атмосферные явления, всё это делает одну и туже сцену неповторимой, а комбинаций всего этого, как в калейдоскопе. Так что, имея такой инструмент в руках, как художественная выразительность черно-белого изображения, можно создавать очень интересные «истории» в одном кадре.

Вообще, работа с чёрно-белыми фотоснимками – это работа с цветом изначально. Ведь мы воспринимаем окружающий мир в цвете и лишь посредством технических средств удаляем у фотоснимков информацию о цвете. И удалять её необходимо так, что бы не удалить лишнее, а если и удалить, то восполнить, но уже иными свойствами изображения. Поэтому для создания художественной монохроматической фотографии очень полезно авторское видение цвета.

Типичным способом коррекции изображения служит так называемое сплит-тонирование или – раздельное тонирование. Посредством этого механизма можно применять к бликам и теням различные цветовые тона и изменять их интенсивность. К примеру, если применить синий цвет к бликам, то в черно-белом варианте получится серебристый оттенок. А коричневый или желтый тон при переводе в черно-белый режим добавляют теплоты к оттенкам кожи. В зависимости от сюжета и динамики кадра эффект раздельного тонирования может дать очень интересные результаты.

Порой, для создания шикарной чёрно-белой фотографии достаточно применения в фоторедакторе всего лишь одного инструмента – «кривые». Этот инструмент позволяет регулировать тональность переходов, их контрастность очень тщательно как по отношению ко всему изображению, так к его «составным» частям. Задавая «кривой» нужную форму можно влиять на тени и света, выравнивая или, наоборот, разграничивая участки кадра.
Если на изображение слишком темны тени, то отрегулировать их яркость можно передвигая по координатной плоскости нижнюю точку, и для коррекции контраста для большей детальности добавляя дополнительные точки контроля кривой. Для уменьшения света аналогично действуют с верхней тоской.

Современная цифровая чёрно-белая фотография сделанная цифровыми средствами и демонстрируемая цифровыми средствами – максимально дешёвый способ попробовать себя в роди винтажного фотографа, у которого вместо термометра, секундомера и фотобачка – компьютер или смартфон. И если в аналоговом варианте в настоящее время очень сильно ограничено пространство для манёвра начинающего фотолюбителя, то цифровой вариант даёт совершенно неограниченные возможности для творческих изысканий.

«Цифра» даёт возможность попробовать любой вариант и любую технологию фотопроцесса не требуя реальных затрат на расходные материалы и не подвергая риску остаться без исходного материала при совершении ошибки, так как в виртуальном фотопроцессе непоправимых ошибок и нет, собственно говоря. И если один результат не понравился, то ничего не мешает попробовать ещё раз уже по другому.

Пролистать наверх
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Если Вы хотите продолжить использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Согласен