Современная чёрно-белая фотография

Современная чёрно-белая фотография

Находясь в окружение цветного мира привыкаешь если не к буйству красок, то минимум к тому, что всё имеет свой цвет. Оттого в чёрно-белых фотографиях прошлого начинает видеться нечто привлекательное, имеющее некий шарм простоты и в тоже время глубины. Именно чёткость форм, контраст монохромных кадров до сих пор привлекает многих к занятию аналоговой фотографией на фотоплёнку. Но, в век цифровых технологий не обязательно доставать с антресолей отцовский «ФЭД» или искать на онлайн-барахолках «Смену». Любой современный гаджет с функцией фотографии сгодится, так как у аналоговой чёрно-белой фотографии именно несовершенство и является основной «фишкой».

Создать шикарную чёрно белую фотографию не так уж и трудно. Берётся любая цветная и редактируется в фоторедакторе. Фоторедактор может быть любым, какой вам больше нравится или привычнее. Самое главное в фотографии – её содержание, та «история» которую вы и хотите рассказать зрителю. А все манипуляции с фотоизображением всего лишь способ сделать эту «историю» более интересной. Можно делать фотографии изначально чёрно-белыми, но если их снимать в цветном варианте, то места для манёвра остаётся намного больше, хотя бы в вопросе применения классических цветовых фотофильтров. В любом случае, лучше всего использовать те фоторедакторы у которых есть режим не разрушаемого редактирования, то есть все действия над файлом с изображением записываются в отдельный файл последовательно, так можно делать много конечных вариантов фотоснимка.

В самом начале работы над фотоснимком его необходимо привести в «нормальное» состояние, поправить в нём все его составляющие изображение характеристики, яркость, контраст, четкость, цвета, а уже после этого приступать к «творческому оформлению» путём искажения этих характеристик. Это необходимо для того, чтобы в варианте монохромного изображения оставались видны те участки изображения, которые могут потеряться ври удалении у них информации о их цвете.

Так что, имя на руках исходный файл и файл с чётким изображением, можно заниматься творчеством не опасаясь сделать что-то непоправимое с «картинкой», ведь всегда можно создать новую копия оригинала и начать всё сначала, пока не угас творческий порыв.

Одним из самых простых способов превратить цветную фотографию в чёрно-белую – воспользоваться идущим в комплекте к вашей фотокамере редактором фотоснимков или установить один из множества для вашего смартфона, если вы фотографировали на него. Если вы не профессиональный фотограф и занимаетесь фотографией для собственного удовольствия, то вам не обязательно покупать подписку на Adobe Photoshop, есть GNU GIMP: неплохой заменитель этого редактора, вполне подходящий для фотолюбителей. В этот фоторедактор включена функция работы с «цифровыми негативами»: редактор обработки исходных кадров с фотокамер, с помощью которого можно настраивать фотоснимков по всем возможным параметрам. Если интерес к фотографии более глубокий, а желания платить за профессиональный софт для фотографов нет, то есть бесплатный редактор RAW файлов DarkTable по своим возможностям даже опережающий самые модные платные редакторы.

Фотокоррекция черно-белых фотоснимков в целом – это правильный подбор «баланса белого», работа с «уровнями» и «кривыми» для тонкой настройки яркости и контраста, которые и составляют собой само монохромное изображение.

Корректировать фотографию можно не только в целом, воздействуя на всё изображение, но и и использовать «кисти» выделяя участки которым требуется правка. При сложный условиях освещения фотоснимок может получится неоднородным по освещению и одни участки изображения будут слишком темные, а другие слишком светлые. Такие кадры лучше всего ретушировать в фоторедакторах позволяющих работать со слоями и масками. Создавая для каждого типа коррекции новый слой для определённых участков фотоснимка и настраивать его так как вам надо. Такой способ позволит поработать детально всю фотографию без каких-либо фатальных ошибок.
Для добавления глубины и повышения контрастности хорошим решением будет использования функции «уровни». Варьируя слои и смешение редактируемых слоёв используя корректирующие уровни, можно добиться большей художественной выразительности у фотографии. Функция «уровни» уже достаточно давно стала стандартной и имеется практически в любом фоторедакторе.

Изменение цвета в фотографии можно делать посредством тонального баланса. В редакторах для этого применяется инструмент «кривые», которые позволяют настраивать тон, как «черно-белый», так и цветной. Вы можете изменять переход тона, как плавно, так и резко, отслеживая изменения цветовых показателей по гистограмме.

Инструмент «кривые» представляет собой отрезок проходящий по плоскости координат от нулевой точки – самого темного, до самого светлого показателя значений, как композитного, так и каждого из основных цветов цветового режима RGB. Изменяя кривизну отрезка вы будете изменять крутизну тонального перехода.
Выделите нужный участок фотографии маской и примените к нему инструмент «кривые», изменяя плавно или резко «график» тональности свето-теневой рисунок изображения будет меняться на бледно-светлый или на резко-чёрный соответственно.

Одним из вариантов создания привлекательной современной чёрно-белой фотографии – геометрические формы. Если у вас есть возможность сфотографировать современные архитектурные формы, или здания в стиле конструктивизма — потребуется всего лишь выбрать правильный ракурс и правильное освещение и стильная фотография готова. Отрегулировав в фоторедакторе светотеневой рисунок и подправив его инструментом «перспективное искажение» можно получить «картинку» достойную выставки современного искусства.

Помимо простого исправления недочётов фотосъёмки у фотографий, никто ничем не ограничен в творческом поиске художественного выражения. Ракурс, перспектива, контраст, освещённость – то основные свойства черно-белой фотографии, которые есть у самой фотографируемой сцены. И изменяя их можно добиться передачи некоего настроения, динамики, создать «диалог со зрителем». Кроме уже перечисленного, у фотоснимка есть и другие свойства, те же артефакты, как зернистость фотоплёнки или цифровой шум фотоматрицы, виньетирование, блики, боке: всё это так же инструменты художника. Чёткие геометрические формы архитектурных объектов на фотографии можно акцентировать посредством цветового баланса и контраста. Лёгкость и воздушность – уровнем резкости, нотки ностальгии добавляются путём уменьшения четкости и повышения зернистости. Комбинируя различные эффекты можно добиться большей выразительности у, даже, самого банального фотоснимка. Глубину и «объёмность», даже совершенно плоскому кадру сделанному на мобильный телефон, можно придав простым разделением изображения на слои, таким образом получив передний и задний план и изменяя четкость и резкость каждого полученного плана с параллельно настраиваемой контрастностью и освещённость.

Более сложные, но ещё более выразительные черно-белые фотографии получаются при фотосъёмке пейзажей. В отличие от архитектуры, где основную работу для фотографа сделал архитектор, пейзаж более динамичная сцена и более скоротечна. Время года, время суток, погодные условия создают, как в калейдоскопе, миллионы вариантов того, как будет выглядеть фотографируемая сцена. Одинокое дерево в поле в летний погожий день совсем не тоже дерево в зимнюю вечернюю метель. И если мы знаем, что если сегодня пасмурно, а завтра солнечно, то завтра и пойдём фотографировать историческое здание в центре города. А вот с пейзажем несколько труднее. И тем интереснее и увлекательнее фотосъёмка пейзажей. И передать настрой фотоснимка порой бывает, как трудно, так и легко. Пейзаж с относительно четкими формами снятый в солнечный день в цветном варианте может быть изменён в чувственном плане до противоположного простым удалением информации о цвете: переводом изображения в монохромный режим. А для небольшой коррекции достаточно будет одного светофильтра.

В фотографиях черно-белого пейзажа модным направление является фотография тумана или низких плотных облаков. Туман придаёт некоторую загадочность и таинственность, облака некую тревожность. Вполне стильными и модными являются черно-белые снимки водоёмов с движущейся водой снятые на длительную выдержку, выглядящее несколько сюрреалистично. При редактировании таких фотоснимков большей художественной выразительности добиваются использованием метода сглаживания.

Как ни странно, но фотосъёмка цветов в чёрно-белом варианте тоже даёт весьма интересный результат. Цветки с более-менее чёткими контурами, в цветочных горшках, снятые с ровным освещением и ровным контрастным фоном привлекают вниманием игрой форм. Цветы со сложным соцветием интересны, как объекты фотографирования возможностью формирования настроения сцены игрой полутеней. Букет хризантем снятый в монохромном варианте выглядит интересно в своей абстракции. Добавляя или убавляя в нужных участках изображения яркость, контраст и резкость, можно контролировать «объёмность и воздушность» светотеневого рисунка фотоснимка, который формирует чувственную сторону восприятия зрителя.

Игра света и тени на черно-белом фотоснимке цветка может быть как условной, так и конкретной, если сама тень от цветка станет главным объектом в кадре.

Ещё одним из направлений в современной чёрно-белой фотографии – это фотосъёмка натюрмортов. В натюрморте основной упор делается на композицию. Гармония объектов размещаемых в кадре, баланс формы и содержания, игра светотени ставят перед фотографом нетривиальную задачу совместить все это в нечто, что способно вызвать ответные чувства у зрителя. В последнее время в этом направлении преобладает примитивный формализм, когда в композиции просто сваливают в кучу несколько не релевантных предметов и все усилия направляют на второстепенное – шлифовке четкости и резкости фотоснимка.

Но именно комплексный подход, поиск художественной выразительности посредством гармонии и интересен процесс создания и фотографирования черно-белого натюрморта.

Фотосъёмка чёрно-белого портрета в мире цвета довольно-таки приятное времяпрепровождение. От жанровой фотографии до эротической, в этом направлении фотографии присутствуют все возможные способы художественной выразительности. От бескомпромиссности и конкретики высококонтрастных снимков, до загадочности и намёков сложнотональных переходов.

Фотографирование людей на улице интересно своей сложностью в плане «борьбы» с естественным освещением, когда нет никакой возможности повлиять на источники света. Или фотосъёмка делового портрета в фотостудии с изобретением всевозможных сложных световых схем с использованием контролируемых источников освещения. И то и другое занятие творческое и несет в себе достаточно вызовов для фотографа, когда удаление информации о цвете влечёт за собой потерю информации об объекте и требуется найти решение сохранить и передать визуальную информации фотографии.

Современная чёрно-белая фотография, хоть и тяготеет в примитивный формализм, всё ещё остаётся тем сложным творческим процессом, каким и была на протяжении большей части жизни самой фотографии, как искусства и технологии. В каждом стиле и жанре от стритфотографии до фото на документы всё еще остаётся огромное пространство для творчества и авторского самовыражения. Как минимум, при переводе цветного изображение в монохромное есть возможность творческого поиска сохранения визуальной информации, что обязательно коррелирует с художественной выразительность фотоснимка.

Пролистать наверх