17. Как определить юзабилити интернет сайта

Эргономичность интернет-сайта – это всего ишь упрощённое понимание удобства его использования. Вообще – эргономичность – англицизм, возникший, как примитивное, упрощённое понимание эргономики. Если в русском языке научное понимание эргономичности, как наличия условий, возможностей для лёгкого, приятного, необременительного пользования чем-либо или удовлетворения каких-либо нужд, потребностей (Большой толковый словарь русского языка) по сути определяет целую науку, то юзабилити по английски – всего лишь набор неких правил, толкуемых очень широко.

Когда нет чёткого научного подхода, то каждый волен трактовать всё что угодно так, как ему вздумается, «без надобности умножая сущности». И к веб-дизайну это имеет непосредственное отношение. Почти все мелкие и средние веб-студии занимаются «рисованием», а не разработкой. Для пущей убедительности используя «птичий язык» из «bussiwords» – неподготовленного заказчика засыпают непонятными и незнакомыми ему терминами, преследуя целью увеличить ценник псевдо сложность формируемого заказа на разработку вебсайта.

На поверку, оказывается, что в штате студии отсутствуют вообще какие-либо специалисты имеющие хоть какое-то отношение к специфическим знаниям по разработке «удобных вещей». Ни инженера-проектировщика, ни специалиста по теории эксперимента, ни практического психолога. Да даже педагога начальных классов имеющего понятия о процессе научения. Обычно в таких «конторах» из всех работников единственным с профильным образованием бывает разве, что главный бухгалтер.

Заказывать разработку интернет-сайта, какого-нибудь лендинга и оплачивать создание «функционального дизайна» в мелких студиях – не просто выбрасывать деньги на ветер ,но и терять их в ещё длительное время, так как используя сайт от таких разработчиков теряется время в попытках понять, почему эти «высококлассные профессионалы» сделали вам сайт который не работает, так как надо.

Понять, что перед вами халтурщики у которых цель ничего не делая получить с вас деньги, достаточно просто. Основным признаком служит отсутствие у работников профильного образования. А если вам начинают говорить с умным видом про юзабилити, функциональный дизайн, гештальты, но при этом ни у кого нет не то что диплома психолога, но хотя бы справки о прохождении смежных курсов, то связываться с такими подрядчиками может оказаться слишком дорого.

Гештальт-принципы, естественное восприятие, области внимания и прочие интересные вещи из туманных разъяснений веб-студии бычно всего лишь попытка «набить цену». Так как гештальт-психология не является наукой и недалеко ушла от астрологии и хиромантии, так же, как и печально известное NLP, то строить на лженаучных парадигмах вполне реальные механизмы явная несуразность. Но никто не запрещает верить во всё это, лишь бы у верующего заказчика хватало на это денег.

Удобство использования веб-сайтом определяется не абстракциями поведенческих паттернов пользователей,а конкретикой: целью нахождения на сайте. И именно от того. Насколько «экономично» достигается поставленная цель посетителем/. Тем сайт и удобнее. Самым простейшим примером служит показательно соотношения поискового запроса к посещению страницы сайта, когда пользователь ищет конкретный товар или услугу, а на странице вместо цены на них указывается контактный телефон. В прочих случаях поиска информации какого-либо характера всё так же: чем точнее предоставляемая информация и чем она релевантнее, тем сайт «удобнее» по отношению к другим.

Пролистать наверх