3. Анализ конкурентов

3.1 Как выявить конкурентов

Выяснить кто является вашим соперником на рынке необходимо до того. Как начать вести бизнес или, в частном случае, до начала закупок товара или его разработки. То же самое относится и к сфере услуг.
Для больших компаний существуют учебные заведения высшего уровня в которых учат математическому и статистическому анализу. Для владельцев мелких лавочек все намного проще.
Берём название нашего товара или услуги и указываем его в поисковой строке поисковой системы. Собираем информацию продавцов этого товара или аналога. Информация которая нам подойдёт – это конечно же в первую очередь цена, во вторую – всяческие бонусы и скидки, а так же доставка и сервисное обслуживание.
Все у кого цена выше нашей нам не конкуренты, пока что. Все у кого цена равняется нашей или ниже – наши конкуренты. Вот и все хитрости торговли в ларьке.
Дальше начинается самое интересное: выяснение уровня лояльности целевой аудитории у конкурентов. То есть, почему у них покупают? Отправляемся на сайт других продавцов и смотрим, что они предлагают комплексе при покупке товара у них. Включена ли бесплатная или льготная доставка, монтаж, сборка, наладка. Есть ли качественная гарантийная мастерская или реальный гарантийный ремонт и обслуживание. Предлагается ли беспроблемный возврат или обмен товара. Все выписывается в столбик и формируется таблица в которой отмечаем плюсиками те пункты, которые мы сами предлагаем или можем себе позволить предложить и минусами те, которые нам нет возможности предложить покупателям. Это по отношению к товарам.
В вопросе предоставления услуг вводим еще один важный момент – зона комфортности. У вас кафе в котором прекрасный интерьер, замечательные официанты и вкусные пирожные, а уж сам кофе лучше не бывает. Но почему к вам идут не так охотно, по сравнению с другими кафе? Ответ очевиден: насколько «под рукой» ваша точка общепита? Тут возникает вопрос позиционирования и включается механизм отстройки от конкурентов: что можно ответить на вопрос почему надо идти в ваше кафе, если до него не очень удобно добираться? Вот поэтому необходим комплексный анализ конкурентов.

3.2 Зачем анализировать работу конкурентов

Без полного знания работы ваших конкурентов играть на общем поле будет сложно, вас могут «обойти на повороте» буквально с помощью какой-нибудь мелочи. И эта мелочь будет стоить вам всего вашего бизнеса. Что-то можно почерпнуть из учебников и на лекциях, но особо важные вопросы и ответы на них можно узнать лишь из практического опыта.
Времена бурного роста всяческих евросетей закончились и сказки о гениальном менеджменте и прозорливом маркетинге уже не порасскажешь. Ввозить в страну контрабандный товар и продавать его по цене меньшей чем у законопослушных продавцов – это не маркетинг – это уголовно наказуемое деяние. А теперь уже и не получится, для сокращения серых схем придумали электронную маркировку и теперь пошитые китайцами по ворованным лекалам с модных образцов платья задекларированные, как ветошь завести в страну и продать по демпинговым ценам не удастся.
Следовательно, придётся более серьёзно относиться к ведению своего бизнеса, будь даже это торговля чехлам и для телефонов из Китая: выбрать место для своего лотка с товаром тоже задача не из лёгких.

3.3 Методы анализа конкурентов

Методы анализа различны по сложности проведения. В простой заметке их не раскрыть и не развернуть. Даже интернет-курсы не способны дать хоть сколько-то мало-мальски достаточного объёма знаний по этой теме. Анализ подразумевает работу с набором данных, а следовательно необходимо уметь определять данные необходимые для поиска и сбора, знания по обработке этих данный. Все упирается в математику и статистику. Математический анализ, статистический анализ за пять минут не изучить. Даже простейшее — кластеризация и построение матриц – самое начало программируемой алгебры которое дают на любом курсе в вузах никто не помнит, но упорно считают себя специалистами по маркетингу. Поэтому о методах говорить не приходится, больше о способах, где на пальцах можно прикинуть очень приблизительно, по наитию, направление развития ситуации.
В целом же, к методам анализа конкурентов, к его самым простейшим формам можно отнести:
Опрос покупателей. Помогает получить общее представление о конкурентах от различных ЦА;
Поиск в Интернете. Сбор информация на сетевых ресурсах с ЦА, где можно оставлять отзывы и обзоры, рейтинги и т.д.
Анализ интернет-магазина конкурента. Вполне структурированная информация по товарам и услугам с сайта может помочь в отстройке от конкурентов и подобных мероприятиях;
«Партизанская» работа с продавцами конкурента. Скрытый способ сбора полезной информации;
Посещение информационных мероприятий. Походы на выставки, конференции и прочие места сбора конкурентов;
Сайты вакансий и рекламных площадок. Места, в которых можно собрать информации для анализа сретении конкурентов.

3.4 Анализ контента конкурентов

Продвижение в соцсетях товара или услуги подразумевает под собой наличие некоего плана, а в данном случае – контент-стратегии и чем она непродуманные, тем больше шансов на успех. Прорабатывание контент-стратегии п включает в себя и аудит стратегий используемых конкурентами.

Простейший вариант анализа состоит из ответов на вопросы:
Для чего проводить анализ конкурентов? Изучение поведения конкурентов даёт представление о ситуации в которой оказывается наш товар или услуга, что и как делается другими и что работает, а что не работает в плане продвижения аналогичных товаров. Удачные решения омжно творчески переосмыслить и адаптировать под свою целевую аудиторию.
Гендерно-возрастная характеристика целевой аудитории. Сбор информации у конкурентов на эту тему поможет уточнить портрет нашей ЦА и конкретизировать рекламное предложение потенциальным потребителям. Исходя из полученной информации можно строить более чёткую коммуникацию.
Уровень релевантности контента. Ответом на этот вопрос будет уточнение тем, рубрик, постов и прочих характеристик контента в плане увеличения охвата ЦА.

Далее следует составить описание интересов ЦА. Для этого существует достаточно большое число маркетинговых инструментов предоставляемых различными онлайн-сервисами. Выбрав наиболее подходящие параметры в системах аналитики и построив сравнительную таблицу можно достаточно точно определить интересы потребителей товаров и услуг конкурентов и внести необходимые коррективы с вовсю рекламную компанию и контент-стратегию.

Для контент-стратегии можно отследить такие параметры:

Частота публикаций — долгие паузы или длительное перерывы между постами в соцсети контента конкурентами говорит о том, что ими вообще не ведётся работа с ЦА в интернете или именно на данном ресурсе может отсутствовать ЦА.
Количество целевой аудитории — чем цифра больше, тем лучше, но не всегда, так как может иметь место накрутка показателей.
Охват на постах — в каждой соц-сети свои коэффициенты, но чем выше показатели, тем лучше.
Вовлеченность — тут или она есть или отсутствует. Так же, как и в случае с охватом, может быть накрутка искусственных показателей.

В целом, для начального анализа конкурентов по факторам контент-стратегии стоит рассматривать показатели активности публикаций и обратной связи к ним. Выбор инструментов достаточно обширен и насыщен, так что сбор информации по формальным показателям особого труда не составляет.
Полученная информация позволит оперативно реагировать на действия конкурентов и вносить актуальные поправки в собственную стратегию продвижения товара или услуги в Интернете.

Пролистать наверх